Справедливость всегда приправлена щепоткой мести.
СЕМЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ АССИРИЙЦЕВ
Я не стригся целых сорок дней и сорок ночей и стал похож на всех оставшихся без работы скрипачей. <...> Я молодой человек, которому нужно постричься. И вот я иду по Третьей стрит (Сан-Франциско) в училище парикмахеров, чтобы меня постригли за пятнадцать центов.
<...>
Он был высок, со смуглым, сосредоточенным лицом, плотными губами на грани улыбки, правда, печальной, густыми ресницами, грустными глазами и крупным носом. Я увидел его имя на карточке, прилепленной к зеркалу, - Теодор Бадал. Хорошее имя, истинное. Хороший молодой человек, истинный. Теодор Бадал начал работать с моей головой. Профессиональный парикмахер никогда не заговорит, пока не заговорят с ним, и неважно, насколько переполнено его сердце.
- Это имя, - спросил я, - Бадал. Вы – армянин?
<...>
Он ответил:
- Я - ассириец.
Ну, это уже что-то. Они, ассирийцы, родом из той же части света, что и мы, у них носы похожи на наши, глаза похожи на наши, сердца похожи на наши. Язык у них другой. И когда они говорят, мы их не понимаем, но у них много с нами общего. Было бы лучше, если бы Бадал оказался армянином, но и так сойдет.
<...>
Мы заговорили об ассирийском языке, об армянском языке, о старой родине и о том, как там живется.
<...>
- Я не умею читать по-ассирийски, - сказал Теодор. – Я родился на старой родине, но хочу ее забыть.
Голос его звучал устало – не физически, но духовно.
- Почему? – спросил я. – Почему ты хочешь ее забыть?
- Ну, - усмехнулся он, - просто потому, что там все погибло.
Я повторяю его слова в точности, ничего не прибавляя от себя.
- Когда-то мы были великим народом, - продолжал он. – Но это было вчера, позавчера. Теперь мы – глава в древней истории. У нас была великая цивилизация. Ею восхищаются до сих пор. А теперь я в Америке, учусь ремеслу парикмахера. Мы себя изжили как народ, нам каюк. Зачем же учить язык? Писателей у нас нет, новостей нет, хотя кое-что все-таки есть. Время от времени англичане науськивают на нас арабов, и те устраивают резню. Это старая история, мы всё о ней знаем. К тому же новости доходят до нас и так – через "Ассошиейтед пресс".
Мне, армянину, было больно слышать подобное. Мне всегда было горько, когда мой народ истребляли. Я никогда не слышал, чтобы ассириец обсуждал такие вещи по-английски. Я проникся огромной любовью к этому парню. <...>
- Да, - сказал я. – У нас то же самое. Мы тоже древний народ. У нас еще сохранилась своя Церковь. Есть, правда, несколько писателей – Агаронян, Исаакян и еще кое-кто, а так все то же самое.
- Да, - подтвердил парикмахер. – Я знаю. Мы занимались не тем, чем надо, - простыми вещами – искали мира и покоя для своих семей. Не увлекались машинами, завоеваниями, милитаризмом. Не увлекались дипломатией и обманом, не изобретали пулемет и ядовитые газы. Разочаровываться нет смысла. Думаю, был и у нас звездный час.
- Мы живем надеждой, - сказал я. – Нет такого армянина, который и теперь не мечтал бы о независимой Армении.
- Мечтал? – спросил Бадал. – Вот видишь… Ассирийцы и мечтать уже не могут. А знаешь, сколько нас осталось на всем свете?
- Миллиона два, три, - предположил я.
- Семьдесят тысяч. На всем белом свете осталось семьдесят тысяч ассирийцев, и арабы продолжают нас вырезать. Семьдесят человек наших было убито месяц назад во время небольшого восстания. В газете была маленькая заметка. Еще семидесяти наших не стало. Так нас скоро совсем сведут на нет. Мой брат женат на американке, и у них есть сын. Надежды не осталось. Мы пытаемся забыть Ассирию. Правда, мой отец все еще читает газету, которая приходит из Нью-Йорка, но он пожилой. Его скоро не станет.
<...>
Этот рассказ – посвящение Айове, Японии, Ассирии, Армении, роду человеческому, где бы он ни жил, человеческому достоинству и братству живых существ. Я не жду, что "Парамаунт Пикчерс" снимет кино по этому рассказу. Я думаю о семидесяти тысячах ассирийцев, о каждом живущем в отдельности, о великом народе. Я думаю о Теодоре Бадале, который и сам - семьдесят тысяч ассирийцев и семьдесят миллионов ассирийцев, он сам – Ассирия, он – человек, стоящий в цирюльне Сан-Франциско в 1933 году, сам он по-прежнему является целым народом.
Я не стригся целых сорок дней и сорок ночей и стал похож на всех оставшихся без работы скрипачей. <...> Я молодой человек, которому нужно постричься. И вот я иду по Третьей стрит (Сан-Франциско) в училище парикмахеров, чтобы меня постригли за пятнадцать центов.
<...>
Он был высок, со смуглым, сосредоточенным лицом, плотными губами на грани улыбки, правда, печальной, густыми ресницами, грустными глазами и крупным носом. Я увидел его имя на карточке, прилепленной к зеркалу, - Теодор Бадал. Хорошее имя, истинное. Хороший молодой человек, истинный. Теодор Бадал начал работать с моей головой. Профессиональный парикмахер никогда не заговорит, пока не заговорят с ним, и неважно, насколько переполнено его сердце.
- Это имя, - спросил я, - Бадал. Вы – армянин?
<...>
Он ответил:
- Я - ассириец.
Ну, это уже что-то. Они, ассирийцы, родом из той же части света, что и мы, у них носы похожи на наши, глаза похожи на наши, сердца похожи на наши. Язык у них другой. И когда они говорят, мы их не понимаем, но у них много с нами общего. Было бы лучше, если бы Бадал оказался армянином, но и так сойдет.
<...>
Мы заговорили об ассирийском языке, об армянском языке, о старой родине и о том, как там живется.
<...>
- Я не умею читать по-ассирийски, - сказал Теодор. – Я родился на старой родине, но хочу ее забыть.
Голос его звучал устало – не физически, но духовно.
- Почему? – спросил я. – Почему ты хочешь ее забыть?
- Ну, - усмехнулся он, - просто потому, что там все погибло.
Я повторяю его слова в точности, ничего не прибавляя от себя.
- Когда-то мы были великим народом, - продолжал он. – Но это было вчера, позавчера. Теперь мы – глава в древней истории. У нас была великая цивилизация. Ею восхищаются до сих пор. А теперь я в Америке, учусь ремеслу парикмахера. Мы себя изжили как народ, нам каюк. Зачем же учить язык? Писателей у нас нет, новостей нет, хотя кое-что все-таки есть. Время от времени англичане науськивают на нас арабов, и те устраивают резню. Это старая история, мы всё о ней знаем. К тому же новости доходят до нас и так – через "Ассошиейтед пресс".
Мне, армянину, было больно слышать подобное. Мне всегда было горько, когда мой народ истребляли. Я никогда не слышал, чтобы ассириец обсуждал такие вещи по-английски. Я проникся огромной любовью к этому парню. <...>
- Да, - сказал я. – У нас то же самое. Мы тоже древний народ. У нас еще сохранилась своя Церковь. Есть, правда, несколько писателей – Агаронян, Исаакян и еще кое-кто, а так все то же самое.
- Да, - подтвердил парикмахер. – Я знаю. Мы занимались не тем, чем надо, - простыми вещами – искали мира и покоя для своих семей. Не увлекались машинами, завоеваниями, милитаризмом. Не увлекались дипломатией и обманом, не изобретали пулемет и ядовитые газы. Разочаровываться нет смысла. Думаю, был и у нас звездный час.
- Мы живем надеждой, - сказал я. – Нет такого армянина, который и теперь не мечтал бы о независимой Армении.
- Мечтал? – спросил Бадал. – Вот видишь… Ассирийцы и мечтать уже не могут. А знаешь, сколько нас осталось на всем свете?
- Миллиона два, три, - предположил я.
- Семьдесят тысяч. На всем белом свете осталось семьдесят тысяч ассирийцев, и арабы продолжают нас вырезать. Семьдесят человек наших было убито месяц назад во время небольшого восстания. В газете была маленькая заметка. Еще семидесяти наших не стало. Так нас скоро совсем сведут на нет. Мой брат женат на американке, и у них есть сын. Надежды не осталось. Мы пытаемся забыть Ассирию. Правда, мой отец все еще читает газету, которая приходит из Нью-Йорка, но он пожилой. Его скоро не станет.
<...>
Этот рассказ – посвящение Айове, Японии, Ассирии, Армении, роду человеческому, где бы он ни жил, человеческому достоинству и братству живых существ. Я не жду, что "Парамаунт Пикчерс" снимет кино по этому рассказу. Я думаю о семидесяти тысячах ассирийцев, о каждом живущем в отдельности, о великом народе. Я думаю о Теодоре Бадале, который и сам - семьдесят тысяч ассирийцев и семьдесят миллионов ассирийцев, он сам – Ассирия, он – человек, стоящий в цирюльне Сан-Франциско в 1933 году, сам он по-прежнему является целым народом.